Научиться чувствовать мир: как в Пскове придумали необычный проект для особенных детей

Родители детей с ограниченными возможностями здоровья знают, как трудно им адаптироваться к социальной жизни. Неврологические нарушения, ментальные, двигательные, речевые или поведенческие расстройства создают проблемы в бытовой жизни ребенка, не говоря уже об образовательной сфере, когда нужно идти в школу, общаться со сверстниками и учителями и осваивать школьную программу. Зачастую здесь нужна помощь специалиста, который покажет, как правильно взаимодействовать с окружающим миром. Псковский центр доступной абилитации и реабилитации для детей и подростков с ограниченными возможностями здоровья «Добрея» запускает проект «Готовимся к школе вместе», который станет настоящей «палочкой-выручалочкой» для семей с особенными детьми.

Соавтор проекта, волонтер центра «Добрея» Мария Бойко рассказала корреспонденту «МК в Пскове», в чем суть программы, где удалось найти деньги для воплощения идеи, и почему возникла потребность в ее реализации.

Научиться чувствовать мир: как в Пскове придумали необычный проект для особенных детей
Фото здесь и далее: центр "Добрея". На занятиях детей научат правильно взаимодействовать с окружающей средой

- В первую очередь расскажите, пожалуйста, в чем заключается суть проекта «Готовимся к школе вместе»?

- Если говорить кратко, то проект предусматривает занятия в сенсорной комнате по индивидуально разработанным для каждого ребенка программам, которые помогут скомпенсировать имеющиеся у детей нарушения, ведь именно они являются основной причиной многих трудностей в обучении.

Слаженное взаимодействие органов чувств необходимо для формирования двигательных, речевых, поведенческих навыков. Это фундамент наших способностей к чтению, письму и обучению в целом. Сенсорные нарушения приводят к различным задержкам в развитии ребенка, которые негативно влияют на его способность к обучению и адаптации. Сенсорная система человека очень сложный механизм. К счастью, в норме все это замечательно развивается по заложенной природой программе. Никто из нас и не предполагает, что можно как-то иначе видеть, слышать, чувствовать, ощущать равновесие и так далее, поэтому мы и не задумываемся, что это как-то влияет на наши способности к обучению.

А на самом деле связь самая прямая. Мы живем в непрерывном потоке информации - мир полон звуков, запахов, ощущений. Ребенок с ОВЗ в силу имеющихся неврологических нарушений воспринимает мир иначе.

Специалисты считают, что чем раньше детей с особенностями здоровья отдать на развивающие занятия, тем лучше будет эффект

Вы можете поставить эксперимент - сесть за какую-то важную работу и при этом включить на максимум музыку (и даже если это будет очень приятная и любимая вами музыка, вы не сможете сосредоточиться на задаче). Так же если надеть колючий шерстяной свитер – неприятные ощущения будут отвлекать вас от работы, вызывать раздражение или даже агрессию. Когда все раздражает - уже не до работы или учебы.

Это очень простой способ объяснить, что могут испытывать дети с ОВЗ. На самом деле нарушения «работают» обширнее и сложнее. Именно поэтому ребенок оказывается не готов не только усваивать информацию, но и воспринимать ее.

«Подготовка к школе» ассоциируется у многих с занятиями по освоению чтения, счета, письма и т.д. Задача нашего проекта - научить организм «правильно» чувствовать, а мозг - корректно анализировать ощущения, чтобы ничего в дальнейшем не мешало ребенку в процессе его обучения и познания мира.

Важно оговориться: далеко не всегда проблема решается только занятиями. Да, занятия обязательны, но здесь нужна согласованная работа специалистов, родителей и врачей. Поэтому родителям важно спокойно относится к рекомендациям специалиста посетить того или иного узкопрофильного врача. Эффективность совместной работы всегда значительно выше!

- Когда начнутся занятия и на какой срок рассчитан проект?

- 1-го августа мы откроем прием заявок на участие в проекте. В сентябре начнутся первые консультации и занятия. Работа в рамках проекта продлится до 30 ноября 2023 года. Он полностью бесплатный.

После консультации с родителями и ребенком специалист разработает программу занятий, определит их частоту и продолжительность. В рамках проекта у нас также предусмотрено несколько семинаров для родителей по сенсорной интеграции.

Принять участи в проекте смогут 80 детей с ОВЗ.

- Почему возникла идея организовать такие занятия здесь, в Пскове?

- Центр «Добрея» работает больше 2,5 лет с детьми с ограниченными возможностями здоровья и детьми-инвалидами. Коррекционные занятия достаточно дорогостоящие, так как требуют высокой квалификации специалистов, методик, программ и  оборудования.  Для семьи, в которой воспитывается ребенок с ОВЗ это является серьезной финансовой нагрузкой. Поэтому мы стали искать варианты доступной, качественной и регулярной помощи. Решили обратиться в Фонд президентских грантов с таким проектом и выиграли конкурс.

Центр «Добрея» работает больше 2,5 лет с детьми с ограниченными возможностями здоровья и детьми-инвалидами

- На занятия смогут ходить дети в возрасте от 2 до 8 лет. Почему именно такой диапазон?

- Мы берем детей не только дошкольного возраста, но и более раннего, так как чем раньше будет выявлена проблема, тем больше возможности для реабилитации и коррекции. Мозг ребенка обладает нейропластичностью, и в раннем возрасте эффект от любого воздействия выше. Это важно, но не все об этом знают. К сожалению, часто родители обращаются за помощью, когда ребенку уже 6-7 лет и процесс коррекции в этом случае будет сложнее и длительнее, чем если бы они начали в 2 года (многие нарушения очевидны уже в этом возрасте и даже раньше).

Необходимо как можно раньше выявить нарушения, и начать коррекцию, чтобы избежать вторичных, сопутствующих проблем развития: таких как проблемы поведения, внимания, эмоциональной сферы, социального взаимодействия, проблемы с самоконтролем и др.

- Какие специалисты будут работать в проекте и как они смогут помочь детям?

- Специалисты, которые будут работать в проекте – это нейропсихолог и дефектолог. Именно они работают с сенсорной системой в первую очередь. Перед началом работы с каждым ребенком проведут первичную диагностику в ходе которой  будет выявлен  имеющийся дефицит или нарушение, определят зону ближайшего развития, поставят задачи коррекционной работы и разработают программу занятий.

Специалист подбирает упражнения и обучает родителя, как заниматься с малышом. В дальнейшем, родители в течение года будут самостоятельно заниматься с ними в сенсорной комнате с оборудованием по индивидуальной программе. Раз в 3 месяца они будут приходить к специалисту на контроль, чтобы наблюдать динамику и, при необходимости, корректировать программу занятий.

В центре будет работать специальная комната, в которой родители и их дети смогут не только заниматься, но и расслабляться

- Что такое сенсорная комната?

- Это специально созданная стимулирующая среда, оборудованная специальными материалами для работы с детками. Оснащение сенсорной комнаты очень разнообразно -   необходимо оборудование и материалы для воздействия на разные органы чувств (слух, зрение, обоняние, осязание, координацию) В нашей сенсорной комнате будут: сенсорный мягкий уголок, сухой бассейн, различные фиброоптические модули, специальный проектор с набором дисков, массажные дорожки, сенсорные доски, бочка «Совы», балансировочные платформы, батут и другие полезные предметы.

Кстати, пребывание в сенсорной комнате помогает снять стресс, разгрузить нервную систему и расслабиться. Это нужно не только деткам, но и родителям!

В заключение хотелось бы сказать, что для продуктивной и эффективной работы очень важна включенность родителей в процесс - чем тщательнее родители соблюдают рекомендации специалистов, чем ответственное относятся к своей роли в коррекции ребенка, тем лучше будет результат!

Мы искренне верим, что наш проект поможет многим детям преодолеть все имеющиеся у них трудности и подойти к школьному этапу жизни максимально подготовленными!

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру