Сокровища музеев России: псковская ложка дёгтя в общем жертвенном котле

Посвящённая Дню народного единства выставка ещё раз показала, что официальная государственная духовность в раздрае с отечественной историей и даже почему-то её стесняется, предпочитая мифологизировать

02.12.2018 в 12:51, просмотров: 1842

В ноябре в Москве, в центральном выставочном зале «Манеж», проходила выставка «Сокровища музеев России», объединившая 280 выдающихся произведений изобразительного искусства из 50 музеев страны, и в их числе восемь полотен из картинной галереи Псковского музея-заповедника.

Во всех анонсах этой выставки было написано, что никогда прежде никто не собирал в одном месте столько лучших картин из провинциальных российских музейных коллекций, пока этого не придумал сделать Патриарший совет по культуре.

Ажиотаж публики подогревался тем, что выставка открылась меньше, чем на месяц, а, ещё больше, тем, что она была бесплатной.

Сокровища музеев России: псковская ложка дёгтя в общем жертвенном котле

Для сравнения, «взрослый» билет в Третьяковскую галерею стоит 500 рублей, в Государственный музей изобразительных искусство имени А. С. Пушкина400, на специальные привозные выставки ещё дороже.

То есть, сходить с семьёй в каждый из этих музеев – это минимум тысяча рублей, что для приезжих из таких депрессивных регионов России, как, например, Псковская область, накладно, особенно если это пенсионеры и предпенсионеры.

"Олонецкий дед" из Псковского музея-заповедника среди "Сокровищ". Фото "МК в Пскове".

Неудивительно, что очередь на «Сокровища музеев России» ежедневно выстраивалась к Манежу от Исторического музея затемно и не рассасывалась допоздна. Несмотря на ноябрьские холода.

Корреспонденту «Московского комсомольца в Пскове» повезло побывать на этой выставке вне очереди – как делегату Второго Московского медиафорума этнических и региональных СМИ.

Портрет кисти Боровиковского из Псковского музея-заповедника на выставке в Манеже. Фото "МК в Пскове".

И очень кстати. Ведь одним из кураторов «Сокровищ» называют митрополита нашего Псковского и Порховского Тихона (Шевкунова). А Тихон, судя по всему, скоро станет (если не уже) не только главным псковским идеологом, но и главным псковским культуртрегером.

Роль личности в истории

Ведь кроме выставки в Манеже он курирует «исторические парки» «Россия – моя история» в 19 городах страны и собрался в следующем году «разбить» такой же «парк» в Пскове на месте несостоявшегося Дворца пионеров.

Псковичи пока не поняли, что это за «парк» такой, и даже вознадеялись, что в Пскове появится ещё одна рекреационная зона, пускай тематическая.

Фото с сайта https://myhistorypark.ru.

В социальных сетях они, например, предлагают свезти туда ставшие никому не нужными вывороченные старинные надгробия с псковских кладбищ или затерянные в городской промзоне скульптуры времён соцреализма.

Вообразив, что митрополит начнёт создавать на мысу за мостом имени 50-летия Октября оазис подлинной псковской истории – из сохранившихся артефактов.

Но «исторические парки» Тихона Шевкунова – это аттракционы совсем другого сорта. Больше похожие на привозные луна-парки. Хотя некоторым историкам эта «пропагандистская игрушка» «духовника Путинa» кажется не такой уж забавной.

Два года назад учёные из «Вольного исторического общества» потребовали у Минобрнауки проверить «исторический парк» «Россия – моя история» на ошибки после того, как узнали, что министерство собирается использовать такие «парки» для просвещения школьников и студентов.

Учёных, допустим, возмутило, что на посвящённом Александру Невскому стенде в качестве источника информации о князе был использован апокриф – а именно, его «житие» без каких-либо оговорок, насколько недостоверным может быть подобная «биография».

Создатели «парка» к тому же взяли пример с сетевых троллей и наприписывали Бисмарку, Биллу Клинтону и Маргарет Тэтчер придуманных цитат.

И вдобавок «ненавязчиво» обвинили во всех российских бедах иностранцев: «смуту», мол, организовали поляки, декабристов сбили с панталыку англичане, а Ленина проплатили немцы.  

Историки, кроме того, были неприятно удивлены тем, что главными вершителями российской победоносной истории в «парке» Тихона Шевкунова оказались самодержцы, генсеки, министры и полководцы.

Фрагмент иконы с выставки "Сокровища музеев России". Фото "МК в Пскове".

Подтверждаю. В прошлом году я была в якутском «парке» «Россия – моя история» и тоже возмутилась, что в зале, посвящённом Великой Отечественной, всё жизнеутверждающее сгруппировано вокруг огромного портрета Сталина, который, кажется, один, такой могущественный, отразил нашествие коричневой чумы.

Конечно, мне было интересно посмотреть, как организована выставка «Сокровища музеев России» и что там от нашего Тихона.

На выставке "Сокровища музеев России". Фото "МК в Пскове".

Очередь как #точтонасобъединяет

Первый сюрприз. Тех, кто отстоял на эту выставку огромную очередь на улице, внутри ждала ещё одна, минут примерно на тридцать – к псково-печерской иконе «Умиление».

Псково-печерская икона "Умиление" перед входом на выставку "Сокровища музеев России". Фото "МК в Пскове".

Икона эта знаменита тем, что защитила псковичей в Ливонскую войну, а потом и в Отечественную 1812 года.

Кто-то из пришедших на «Сокровища» порадовался возможности заодно приложиться к чудотворной иконе, а другие (по моим наблюдениям, это были тоже глубоко верующие люди, но москвичи) сказали, что Манеж – не совсем подобающее для этого место.

Фото "МК в Пскове".

Ну это как поставить возле Троицкого собора в Пскове боксомат или устроить студенческий молодёжный центр в Пороховых палатах Псковского кремля, понимаете?

Будет ни пришей, ни пристегни, хотя митрополит Псковский и Порховский Тихон почему-то думает, что это знаковое место (Пороховые палаты) больше подходит для молодёжных литургий с чаепитиями, чем для долгожданного музея псковской фрески.

В кулуарах "Сокровищ музеев России". Фото "МК в Пскове".

Ещё особенность «Сокровищ». Экскурсии по этой выставке вели молодые люди в подрясниках. Как выяснилось, учащиеся Сретенской духовной семинарии.

Экскурсовод Даниил. Фото "МК в Пскове".

Я послушала одного, другого, третьего и поняла, что они, хоть и сильно различались артистизмом, обаянием, ораторскими талантами, готовили свои речи по одному лекалу.

Мистический Крым

Вот, к примеру, рассказ о картине основоположника «археологического» пейзажа Константина Богаевского «Киммерийская область» из Серпуховского музея.

"Киммерийская область" Богаевского как "мистический Крым" на выставке в Манеже. Фото "МК в Пскове".

«Это мистический Крым», - объясняет прекрасный молодой человек по имени Даниил и внезапно подытоживает: «Вообще у нас мистический народ».

Похоже, Даниил не в курсе, что с точки зрения современной науки «менталитет» - это симулякр, сам по себе мистика. И что, например, меланезийцев никто не называет мистическим народом за то, что они создали себе карго-культ в виде аэродромов из соломы, надеясь таким образом призвать к себе на острова второе пришествие американских самолётов с гуманитарным грузом, как это было во время Второй Мировой войны.

Ведь «мистического» в их мышлении ни больше и не меньше, чем у любого другого народа.

Лопай что дают

Символом выставки её организаторы назначили картину Иллариона Прянишникова «Общий жертвенный котёл на престольный праздник» (создана в начале прошлого века) из Саратовского музея.

"Общий жертвенный котёл на престольный праздник" как "Сокровище". Фото "МК в Пскове".

Как сказал Даниил, в ней-то и проявляется тема народного единства, лишний раз напомнив, что «Сокровища музеев России» открылись в День народного единства.

По словам Даниила, все, кто изображён на картине Прянишникова, собрались есть из одного (точнее, из двух) жертвенных котлов. И в этом якобы заключён глубокий смысл.

«Наша страна, к сожалению, всегда была гонима… Важно то, что мы уникальный народ. Никто, как мы не мыслит», – снова завёлся экскурсовод, повторяя навязшие в зубах агитки официально пропаганды. И наказал разинувшим рот детям беречь эту «уникальность».

Лампочка Тихона

Ещё одна «знаковая» картина выставки «Сокровища музеев России» – холст Алексея Боголюбова «Иллюминация кремля. 1883 год» из Омского музея изобразительных искусств.

Картина "Иллюминация кремля. 1883 год". Фото "МК в Пскове".

Возле этой картины посетителям «объясняют», кто на самом деле изобрёл лампочку.

Конечно же, никакой не американец Томас Эдисон, а русский электротехник Павел Яблочков.

Что якобы и доказывает картина Боголюбова, где изображено, как россияне задолго до лампочек Эдисона всего лишь «ради забавы» осветили электричеством Московский кремль во время празднования коронации Александра III.

Восхищённые красноречием Даниила посетители выставки, особенно дети, начинают расчувствованно шмыгать носами.

Даниил умалчивает… вернее, Даниилу самому, по всей видимости, никто не удосужился рассказать, что первую лампу накаливания задолго до Яблочкова (в 1838 году) изобрёл бельгиец по имени Жобар.

И что потом эту лампочку много лет одновременно изобретали учёные разных стран, потому что мы, люди планеты Земля, действительно, уже давно питаемся, в том числе идеями, из одного «котла».

Яблочкин создал всего лишь одну из версий электрической лампочки. Интересно, что он сам не очень-то верил в свою «электрическую свечу» и считал её бесперспективной.

Правда в том, что применить в электрической лампочке нить из вольфрама и выкачать из её колбы воздух первым додумался русский электротехник Александр Лодыгин.

Фото из Википедии.

Эдисон тоже пробовал различные металлы в качестве нити накаливания, но его заслуга главным образом в том, что он придумал для лампочки Лодыгина интерфейс: винтовой цоколь с патроном, вилку, розетку, винтовой выключатель, предохранители, – в общем, всё то, без чего невозможно было бы наладить её массовое производство.

Так что Лодыгин был первым, да. И, кстати, даже запатентовал своё изобретение.

Правда, потом он продал этот патент компании General Electric.

Знаете, почему? Потому что он был народником (сегодня его бы обозвали «либералом»), а в России уже через год после изображённой на картине Боголюбова иллюминации начинаются массовые аресты недовольных царским режимом граждан.

Так что Лодыгин ещё в 1884 году был вынужден уехать за границу и все свои самые важные открытия совершил в Париже и США.

В 1907 году он с семьёй вернулся было в Россию, но в 1917 году снова эмигрировал, теперь уже навсегда, не сработавшись с новой властью, и продолжил свою успешную изобретательскую деятельность опять же в ненавистных нам Соединённых Штатах.

"Петроград в 1917 году" Александра Лабаса из Архангельского музея. Фото "МК в Пскове".

Что же касается иллюминации 1883 года в ознаменование коронации Александра III, которую изобразил художник Боголюбов… То ею вообще-то занималась немецкая компания Siemens & Halske (впоследствии всем нам известный Siemens), назначенная главным электрификатором царской России.

Как это ни прискорбно, правящие классы нашей страны уже в те незапамятные времена предпочитали всё импортное.

Антошка, Антошка, готовь к обеду ложку

Согласитесь, эти немаловажные подробности могли бы рассказать подрастающему поколению куда больше об «уникальности» российской жизни. С напутствием не беречь, а наоборот, поскорее преодолеть эту «уникальность». Чтоб из мистического народа мы наконец-то постарались превратиться в народ практический.

"Витязь на распутье" Васнецова из Серпуховского музея на выставке в Манеже. Фото "МК в Пскове".

А то эти сказочки о «жертвенном котле», из которого нам всем сообща ещё долго хлебать, мало утешают. Поскольку всем известно, что лишь ничтожная кучка наших соотечественников (в том числе с британскими паспортами) черпает из него полным ковшом, тогда как подавляющему большинству достаются объедки с барского стола.

"Барышня. За чаем" Маковского среди "Сокровищ" в Манеже. Фото "МК в Пскове".

Тут поневоле начнёшь вспоминать андерсоновского «Свинопаса» и задумываться, а не потому ли датчане гораздо быстрее построили свой капиталистический социализм, что у них грааль другой модификации. Над которым надо было только подержать палец, чтобы узнать, что у кого дома булькает в их персональных горшочках.

Английский «общий жертвенный котёл» вообще вне конкуренции:

Вот горшок пустой.

Он предмет простой.

Он никуда не денется.

И потому горшок пустой,

И потому горшок пустой

Гораздо выше ценится!

Полемизируя с членами «Вольного исторического общества» в 2017 году тогда ещё не псковский епископ Тихон признал некоторые вопиющие ошибки парка «Россия – моя история».

Но Министерство образования и науки почему-то всецело поддержало его, а не историков, которые настаивали, что любые учебные пособия, даже такие «парки», должны проходить госэкспертизу.

За "кулисами" выставки "Сокровища музеев России". Фото "МК в Пскове".

Поэтому сказать «горшочек не вари!» создателям «исторических парков» под патронажем митрополита Псковского и Порховского пока некому, а значит, псковичи, тоже приготовьтесь расхлёбывать.

Князь Владимир и Ольга. Икона из Кирилло-Белозерского музея-заповедника. Фото "МК в Пскове".

Ольга Миронович