Произведённые в тридцатые годы прошлого века самим Леонидом Фёдоровичем Зуровым (это писатель, этнограф и наследник архива Бунина) обмеры и зарисовки Домика стрельца хранятся в «Музее человека» (Musée de l'Homme) в Париже!
Так сколько-сколько на него выделили миллионов после медиафорума ОНФ?
А нисколько.
После медиафорума «Правда и справедливость» в Домике стрельца «рухнула кровля», о чём несколько дней назад раструбили социальные сети.
Поэтому вчера вечером жительница города Печоры Марина Мариненко, которая возглавляет группу неравнодушных к Домику стрельца граждан, написала на «Прямую линию» с Путиным:
«Уважаемый Владимир Владимирович!
Обращаюсь от имени псковских и печорских общественников, не равнодушно относящихся к делу сохранения памятников отечественной культуры. Мы пытаемся сохранить уникальный памятник федерального значения – «Стрелецкий домик» в г. Печоры, Псковской области. Памятник находится в центре города. Представляет особую историческую ценность, как последний представитель стрелецкой слободы, с которой берет свое начало город Печоры. Деревянному Стрелецкому домику 309 лет…»
У него просто крыша поехала
Надо отдать должное специалистам Государственного комитета Псковской области по охране объектов культурного наследия. Они немедленно выехали в Печоры, как только узнали про «рухнувшую кровлю».
На месте оказалось, что всё не настолько фатально. Кровля у Домика стрельца пока «всего лишь» съехала на бок. Просто потому, что он за зиму сильно отсырел и теперь ещё более стремительно, чем раньше, разрушается.
По уточнённым данным, древесина, из который был построен Домик стрельца, стала совсем трухлявой: «ткни пальцем – будет дырка», говорит искусствовед-архитектор Игорь Лагунин.
Поэтому некоторые нижние венцы здания уже наполовину раскрошились – вот у него и едет крыша вслед за покосившимися сенями.
Вдобавок Домик стрельца едят поедом жуки-короеды, а муравьи им помогают.
«Необходимо как можно скорее произвести специальную химическую обработку этого памятника, поддержать его подпорками и накрыть стеклянным колпаком, а потом созывать «консилиум» и решать, что делать дальше», – объяснил Игорь Лагунин.
По его словам, реставраторам, скорее всего, придётся вырабатывать по Домику стрельца какое-то уникальное решение. Не исключено, что дом придётся всё-таки разобрать по брёвнышку и перенести в другое место. Лишь бы спасти.
Какие для этого понадобятся средства, специалисты затрудняются даже загадывать. Как и в Саратове, для начала миллионов сто.
Годы (2018-й и 2019-й) берут своё
Ситуация, напомню, осложняется тем, что домик-то «бесхозный». После того, как в прошлом году умерла его последняя хозяйка, её наследники уже подыскивали для него покупателей, когда стараниями краеведов была наконец-то найдена дарственная, по которой этот памятник ещё в шестидесятые годы прошлого века был завещан государству.
Районные власти попробовали было ускорить его постановку на муниципальный учёт, но у них ничего не вышло. Хуже того, регистрационная палата на время даже приостановила оформление необходимых документов.
Но теперь процесс возобновился, хотя он будет ещё очень долгим – и продлится до середины следующего года.
А спасать Домик стрельца нужно было ещё вчера.
Формально, пока у домика не появится собственник, его трогать нельзя, даже реставрировать. Но из разговора с новым руководителем Комитета Псковской области по охране объектов культурного наследия Натальей Тихомировой печорские общественники поняли, что экстренные противоаварийные работы там возможны в любое время.
Лишь бы нашлись деньги.
В миллионный раз спрашиваем
Где озабоченные судьбой Домика стрельца печорские общественники только ни пробовали их искать, эти деньги!
И в «Команду 2018» обращались. И к председателю Российского военно-исторического общества Владимиру Мединскому, и к митрополиту Тихону (Шевкунову)…
Путина – и того приходится по третьему разу беспокоить. Ведь первое написанное ему лично письмо вернулось в комитет по охране объектов культурного наследия Псковской области.
На майском медиафоруме в Сочи, несмотря на отмеченную «Общероссийским народным фронтом» публикацию «МК в Пскове» про Стрелецкий домик, а не только про дом Яхимовича, он почему-то посочувствовал лишь саратовскому «дому с гаргульями и кариатидами».
А как оно сегодня на «Прямой линии» пойдёт – неизвестно. Ведь вопрос Марины Мариненко про печорский Домик стрельца – один из миллиона, которые поступили президенту в обработку.
Единственный пока ощутимый результат от моей победы в конкурсе «Правда и справедливость» вот какой. Начитавшись статьи «МК» про Стрелецкий домик, вчера в Печоры приехали корреспонденты «Общественного телевидения России» – снимать про него сюжет.
Хорошо забыть старое
В Псковской области, как оказалось, проще построить пародию на Домик стрельца:
Или даже целую деревянную крепость в псевдорусском стиле – «исторический парк «Былины древнего Пскова». Это реальный проект офиса «Команда 2018», благодаря которому к нам «хлыванёт» много туристов, как объясняет ниже его автор:
Или даже новый грандиозный парк развлечений «Россия – моя история» с интерактивными плазменными панелями:
…Чем спасти подлинный памятник старины. Единственный в своём роде.
Вот ведь на новодельный памятник пограничникам у псковичей деньги нашлись, а древний памятник тем же пограничникам – гори синим огнём?
Если это и есть патриотизм, то я пишу свою статью на деньги Госдепа.
Я поведу тебя в музей
Кстати, по дороге с сочинского медиафорума я заглянула в единственный в России Музей стрельцов («Стрелецкие палаты»), который находится в Москве и с которым защитники печорского Стрелецкого домика договорились сотрудничать, когда придумывали свой музей.
Открылся он в 2014 году буквально в двух шагах от Третьяковской галереи – в подлинных белокаменных палатах, построенных одним из приближённых царя Алексея Михайловича.
Больше там подлинного почти ничего нет (сплошь «реконструкции» деталей одежды, бытовых предметов, оружия). Плюс там сейчас проходит выставка костюмов из кинофильма «Годунов».
Но музей, получился, конечно, очень интересный, потому что создан он по современным музейным технологиям, которых в Пскове пока не видывали, и на огромные деньги некоего мецената – надо полагать, члена или друга Российского военно-исторического общества.
Соответственно, значительную часть экспозиции занимают «лейблы» тех, кто приложил к этому музею руку. А в музейном магазинчике – книги Мединского.
Такого бы мецената нашему Стрелецкому домику – у нас бы «хлывануло» туристов.
Одна надежда, что сегодняшняя «Прямая линия» с Путиным поможет Военно-историческому обществу прицелиться получше…
…или вдохновит спикера Госдумы Вячеслава Володина ещё чуть-чуть поскрести московскую мэрию.
Ольга Миронович.