Вот билет на балет, на трамвай билета нет: как псковичи реагируют на запрет высаживать детей-безбилетников

Вот билет на балет, на трамвай билета нет: как псковичи реагируют на запрет высаживать детей-безбилетников
Псковичи переживают: а вдруг, все школьники станут ездить без билетов, почувствовав безнаказанность. Фото: ПЛН

 На этой неделе госдума приняла во втором чтении проект закона, запрещающий высаживать из общественного транспорта детей-безбилетников. Теперь школьникам, у которых не хватило пары рублей на оплату проезда, не придётся идти домой пешком под ливнем, градом или снегом. Псковичи, однако, переживают: что, если все школьники, почувствовав безнаказанность, будут ездить без билета? Ведь при таком раскладе автобусное предприятие может и разориться.

О «подводных камнях» законопроекта, новых сложностях для кондукторов и необычном предложении по решению  проблемы с подростками-безбилетниками – в материале «МК в Пскове».

Транспортные карты – нововведение с  одной стороны удобное, с другой – не очень. Забудешь проверить баланс и количество оставшихся поездок или пополнишь счёт перед самым заходом в автобус, так, что средства не успеют дойти, и всё: ты в стоп-листе. И хорошо, когда на замену есть банковская карточка или наличные… У детей, как правило, запасной вариант отсутствует. В результате их высаживают из автобуса на морозе, а темноте, в незнакомом месте. Ясно, что это может привести к трагедии. По России таких прецедентов множество.

Транспортные карты в Пскове ввели в минувшем году. Фото: группа "Псковпассажиравтотранса", в социальной сети "Вконтакте"

Да что далеко ходить? Аналогичный случай недавно  был и в Псковской области. В конце ноября 2020-го 10-летнюю девочку дважды за один день высадили из автобусов в Пскове. Потому что у школьницы не прошла оплата билета по карте. Девочке пришлось выйти на мороз и в итоге добираться до пункта назначения на такси.

Позднее ситуацию прокомментировал председатель комитета по транспорту и дорожному хозяйству Борис Елкин. Он заявил, что  карта школьницы оказалась в «стоп-листе» потому, что на ней не было средств, но и кондукторы не высаживали ребёнка, девочка вышла сама. После инцидента, по словам Бориса Елкина, всех кондукторов дополнительно проинструктировали, что делать, если ребенок не может заплатить за проезд.

Как бы там ни было, ещё в минувшем году Минтранс РФ разработал законопроект – внесение изменений в статью 20 федерального закона «Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта». Часть принимаемых нововведений как раз и направлена на то, чтобы оградить детей от таких ситуаций.

Юную псковичку дважды за день высадили из общественного транспорта. Фото: Вадим Боченков

Если законопроект пройдёт все чтения и будет одобрен, детей и подростков, не достигших 16 лет и едущих на автобусе без родителей, запретят принудительно высаживать из общественного транспорта.

С одной стороны, инициатива, конечно, хорошая. Но если подумать…

Поедут зайцем ради хайпа

В социальных сетях уже разгорелся жаркий спор на тему: благо ли этот закон  или зло?

Комментариев с пессимистичным взглядом на законопроект, к слову, набралось в разы больше. Причин «не сильно-то радоваться», с точки зрения псковичей, несколько. Во-первых, по мнению пользователей соцсети, школьники, почувствовавшие свою безнаказанность, будут намеренно забывать карты и деньги дома. Поедут без билета специально, ну, хотя бы, чтобы завоевать своим «героизмом» восхищение сверстников. Во-вторых, кондукторам добавится новая головная боль – у каждого не оплатившего проезд придётся выяснять возраст, прежде чем выгнать из автобуса (люди-то разные, некоторые и в 30 выглядят на 16).

У законопроекта есть и обратная сторона, - уверяет часть псковичей. Фото: пресс-служба регионального отделения партии "Единая Россия"

Вот, что пишут по этому поводу в сообществе «Жесть по- псковски» в соцсети «ВКонтакте»:

«Ну, все, теперь школьникам можно без билетов ездить, все равно ж не высадят», - иронично замечает горожанка.

«Работаю в школе и знаю, что такое “собирать на проездные”. Родители тянут до последнего дня. Поэтому новость для них прекрасная. Автопарку проще сделать проезд школоте бесплатно, чем вот этот геморр кондукторам, - поддерживает её псковичка, представившаяся школьным секретарём. - В моё время, когда я училась, было другое поколение. Проехать остановку зайцем было стыдно. А отец мог надрать уши. А сейчас дети плевать хотели. Не все, конечно. Но поколение уже другое».

Кстати, нашлись в соцсетях комментаторы, заявившие о том, что дети, как и пенсионеры, должны и вовсе ездить бесплатно на законных основаниях. Правда, и у этой точки зрения нашлись противники. «Не забывайте, что такая забота будет стоить дееспособным людям повышения налогов в несколько раз», - написал горожанин (его комментарий набрал несколько десятков «лайков»).

«”Псковпассажиравтотранс” совсем по миру пойдёт»

Ясно, что для «Псковпассажиравтотранса», предприятия, которое и без того с трудом сводит концы с концами, увеличение числа безбилетников, как и реализация почти фантастического предложения о бесплатном проезде детей и пенсионеров, - убытки. Встаёт резонный вопрос: «Кто компенсирует перевозчику недополученную прибыль?» Им, кстати, задаются и участники обсуждения в соцсетях.

«Тогда “Псковпассажиравтотранс” совсем по миру пойдёт [ред. если дети и пенсионеры будут ездить бесплатно], разорится, и исчезнет, как единица. Льгот достаточно», - делится мнением жительница регионального центра.

Так что же делать со школьниками, которые после принятия законопроекта могут начать массово кататься без билетов? Один из псковичей предложил выход из ситуации. Причём весьма специфический – не выпускать безбилетных школьников на нужной им остановке, везти на специально созданные на конечных остановках автобуса «штрафстоянки» и «отдавать» родителям только после уплаты штрафа. Так, по его мнению, все будут в выигрыше: и детям не придётся идти в темноте в неизвестном районе, и предприятие убытков не получит.

Формирование безответственности

Переживания жителей Псковской области понятны – вопросов много, а ответов на них текст закона не даёт. Не навредит ли инициатива подрастающему поколению? Не сделает ли подростков более безответственными? Эти вопросы корреспондент «МК в Пскове» задал уполномоченному по правам ребёнка Псковской области Наталии Соколовой.

«Законопроект, безусловно, полезен и нужен. Он уже давно назрел именно в части обеспечения безопасности проезда ребёнка. Высадить на улицу в темноте в 9 часов вечера школьника, потерявшего проездной, – это очень неправильно, негуманно и, кроме того, противоправно. Такие действия работников автотранспортного предприятия могут квалифицироваться как преступление по ст.125 УК РФ “Оставление в опасности” или по ст. 238 “Оказание услуг, не отвечающих требованиям безопасности жизни и здоровья потребителей”», - отметила детский омбудсмен.

Детей младше 16 лет, едущих без взрослых, запретят высаживать из автобусов. Фото автора Sofielafée Studio: Pexels

Она напомнила, что аналогичные случаи были зафиксированы и в Псковской области. После них, рассказала Наталия Соколова, совместно с региональным комитетом по транспорту она вела разъяснительную работу с кондукторами и контролерами «Псковпассажиравтотранса». Это помогло стабилизировать ситуацию. Благодаря новому законопроекту, поделилась детский омбудсмен, такие инциденты и вовсе будут сведены к минимуму.

Между тем, уполномоченный по правам ребёнка в Псковской области не исключила, что, с другой стороны, запрет высаживать детей из общественного транспорта может начать формировать у подростков безответственность.

«Данный закон не предусматривает отсутствие необходимости оплаты проезда. Поэтому мы тоже думали об этой обратной стороне медали. Тема насущная – что же делать с "зайцами"? Я думаю, что авторы законопроекта должны будут продумать эти моменты, либо передать его на региональный уровень, чтобы на местах уже можно было определиться, как действовать. Вместе с родителями надеемся, что следующим шагом станет решение о бесплатном проезде для всех детей!» - подытожила Наталия Соколова.

Сейчас законопроект принят уже во втором чтении. Фото: ПЛН

Пока же законопроект, запрещающий высаживать детей младше 16 из общественного транспорта, принят во втором чтении. Вместе с тем, эксперты уверены: санкции за безбилетный проезд быть всё-таки должны. Однако выгонять ребёнка из автобуса и подвергать его жизнь риску недопустимо. Детский омбудсмен Наталия Соколова, например, предлагает вместо этого звонить родителям, которые приедут, оплатят проезд и заберут маленького безбилетника.

Впрочем, о том, как в итоге решат этот вопрос, мы узнаем уже совсем скоро.

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру